телефон

+7(812) 627 1511

Время работы

10:00 - 18:00

Email:

info@6271511.ru

Новости

Транспорта

Закон о тахографах



Автор: oltrucker.ru


Дата: 2019-03-31

Проблеме безопасности дорожного движения в России в последнее время уделяется пристальное внимание. С 21 декабря 2018 года сотрудники ГИБДД получили право проверять наличие тахографа - устройства, которые в соответствии с законом должны быть установлены на некоторых категориях транспортных средств, с целью контроля состояния водителя.

Закон, регламентирующий установку и использование тахографов, постоянно изменяется и дополняется. Чтобы ответить на вопросы: какие категории транспортных средств должны быть ими оснащены, нужен ли тахограф на грузовики, обязательно ли устанавливать тахограф на автомобиль частного лица, разберемся в этой статье.

Тахограф является техническим средством контроля, непрерывно фиксирующим данные о скорости, маршруте следования, режим труда и отдыха водителя. Устройство оснащено защитной пломбой, защищающей прибор от несанкционированного доступа.

Положения приказа Минтранса №36 гласят:

    2. Тахограф подлежит поверке в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений и состоит из бортового устройства, а также следующих внешних компонентов:

    1) карты тахографа (далее - карты);

    2) датчик движения;

    3) антенна для приема сигналов глобальных навигационных спутниковых систем ГЛОНАСС и GPS (далее - ГНСС);

    4) антенна для приема и передачи сигналов GSM/GPRS (в случае включения в состав бортового устройства связного модуля);

    5) комплект монтажных частей для соединения компонентов тахографа и их установки на транспортном средстве.

    3. Бортовое устройство имеет защищенный от вскрытия опломбированный корпус и содержит внутри него:

    1) устройство обработки данных;

    2) программное обеспечение для устройства обработки данных, записанное на электронные носители информации;

    3) программно-аппаратное шифровальное (криптографическое) средство (далее - блок СКЗИ тахографа), реализующее алгоритмы криптографического преобразования информации и обеспечивающее:

    аутентификацию;

    регистрацию информации в некорректируемом виде в защищенной памяти (далее - защищенный архив блока СКЗИ тахографа);

    хранение информации ограниченного доступа, используемой для создания электронной подписи и проверки электронной подписи (далее - ключевой информации), и аутентифицирующей информации;

    преобразование сигналов ГНСС в данные о текущем времени и о координатах местоположения транспортного средства в некорректируемом виде;

    синхронизацию внутренней шкалы времени с национальной шкалой координированного времени UTC(SU) при работе по сигналам ГНСС ГЛОНАСС/GPS с погрешностью (по уровню вероятности 0,95) не более 2 секунд (диапазон измерений от 0 до 3600 секунд);

    4) блок памяти бортового устройства для хранения данных, не требующих регистрации в некорректируемом виде;

    5) связной модуль (необходимость включения связного модуля в состав бортового устройства определяется организацией-изготовителем тахографов);

    6) датчики ускорения (необходимость установки определяется организацией-изготовителем тахографа);

    7) два устройства ввода карт (считывающие устройства);

    8) средство отображения информации (дисплей);

    9) печатающее устройство;

    10) кнопку аварийной ситуации (в случае включения в состав бортового устройства связного модуля);

    11) средства визуального и звукового предупреждения;

    12) разъем для выполнения сервисных функций, загрузки (выгрузки) данных;

    13) разъемы для подключения бортового устройства к транспортному средству;

    14) разъем для подключения к бортовому устройству антенны для приема сигналов ГНСС;

    15) разъем для подключения к бортовому устройству антенны для приема и передачи сигналов GSM/GPRS (в случае включения в состав бортового устройства связного модуля);

    16) слот для SIM-карты (необходимость слота для SIM-карты в составе бортового устройства определяется организацией-изготовителем тахографов);

    17) средства ввода информации в тахограф (клавиатура).

    4. Типы карт тахографа:

    1) карта водителя - обеспечивает идентификацию и аутентификацию водителя с использованием шифровальных (криптографических) средств, а также хранение данных о деятельности водителя;

    2) карта контролера - обеспечивает идентификацию и аутентификацию контрольного органа и соответствующего сотрудника контрольного органа (владельца карты) с использованием шифровальных (криптографических) средств;

    3) карта мастерской - обеспечивает идентификацию и аутентификацию держателя карты с использованием шифровальных (криптографических) средств;

    4) карта предприятия - обеспечивает идентификацию и аутентификацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств (далее - транспортные предприятия), с использованием шифровальных (криптографических) средств, установку блокировки (ограничения) доступа к данным тахографа и данным карт водителей.

    5. Тахограф обеспечивает целостность и достоверность информации, регистрируемой в памяти тахографа в некорректируемом виде, на основе применения квалифицированной электронной подписи, а также возможность гарантированного выявления ее корректировки или фальсификации по результатам проверки информации, зарегистрированной в памяти тахографа.

    6. Тахограф обеспечивает внесение в блок СКЗИ тахографа с использованием карты мастерской установочных данных, включая идентификационные данные транспортного средства и квалифицированные сертификаты ключей проверки электронной подписи (далее - квалифицированный сертификат) блока СКЗИ тахографа (далее - активизация тахографа).

    7. Тахограф, прошедший процедуру активизации, функционирует в следующих режимах:

    1) рабочий режим - режим вождения транспортного средства (регистрация режимов движения, труда и отдыха водителей, а также регистрация событий, сбоев, неисправностей), активируется картой водителя;

    2) режим контроля - режим проверки деятельности водителя, активируется картой контролера;

    3) режим корректировки установочных данных - режим внесения изменений в идентификационные данные тахографа, активируется картой мастерской;

    4) режим предприятия - режим проверки деятельности водителя, а также проверки параметров (характеристик) транспортного средства, его пробега и скоростного режима, активируется картой предприятия.

Федеральный закон от 10.12.1995 N 196-ФЗ (ред. от 27.12.2018) "О безопасности дорожного движения" (с изменениями и дополнениями, вступившими в силу с 30.12.2018) гласит:

«Юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие эксплуатацию транспортных средств, обязаны оснащать транспортные средства техническими средствами контроля, обеспечивающими непрерывную, некорректируемую регистрацию информации о скорости и маршруте движения транспортных средств, о режиме труда и отдыха водителей транспортных средств (далее - тахографы). Требования к тахографам, категории и виды оснащаемых ими транспортных средств, порядок оснащения транспортных средств тахографами, правила их использования, обслуживания и контроля их работы устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Категории оснащаемых тахографами транспортных средств, осуществляющих регулярные перевозки пассажиров, а также виды сообщения, в которых осуществляются такие перевозки транспортными средствами указанных категорий, устанавливаются Правительством Российской Федерации».

Таким образом, автомобили грузоподъемностью свыше 3,5 тонн, назначение «коммерческие перевозки», и автобусы (транспортные средства, имеющие более восьми мест для сидения и используемые для перевозки пассажиров, категории М2, М3 и Н2, Н3), должны были оснащаться приборами учета режимов работы и отдыха водителя, если они принадлежат юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, осуществляющему коммерческую деятельность. Для частного лица установка тахографа не обязательна. В связи с чем некоторые организации принуждают водителей регистрировать ТС на свое имя, не взирая на риски лишиться автомобиля. Кроме того, самому водителю может грозить в этом случае наказание за осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации - статья 14.1 КоАП: «Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или без государственной регистрации в качестве юридического лица влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до двух тысяч рублей».

После 1 ноября 2019 года, согласно внесенным изменениям в 20 статью ФЗ, оборудовать тахографами обяжут и физические лица, эксплуатирующие транспортные средства с разрешенной максимальной массой 3,5 тонн, а также все виды автобусов. Но до вступления этого пункта в силу в Министерстве Транспорта ещё внесут разъяснения.

Примечание: нужен ли тахограф на грузовую газель? Т.к. разрешенная максимальная масса такого автомобиля не превышает 3,5 тонны, установка тахографа не требуется.

Как следует из документа, регламентирующий вопрос установки тахографов - приказ министерства транспорта Российской Федерации «Об утверждении требований к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства, категорий и видов транспортных средств, оснащаемых тахографами, правил использования, обслуживания и контроля работы тахографов, установленных на транспортные средства», приложение №2 «Категории и виды транспортных средств, оснащаемых тахографами», существуют некоторые категории транспортных средств, для которых тахограф устанавливать не требуется.

Тахографами оснащаются следующие категории и виды транспортных средств, выпускаемые в обращение и находящиеся в эксплуатации на территории Российской Федерации:

    транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения, максимальная масса которых не превышает 5 тонн (категория М2);

    транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения, максимальная масса которых превышает 5 тонн (категория М3);

    транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие максимальную массу свыше 3,5 тонн, но не более 12 тонн (категория N2);

    транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие максимальную массу более 12 тонн (категория N3);

за исключением:

    транспортных средств, допущенных к осуществлению международных автомобильных перевозок в соответствии с карточкой допуска на транспортное средство для осуществления международных автомобильных перевозок (приказ Минтранса России от 16 июня 2014 г. N 158 "Об утверждении форм бланков удостоверений и карточки допуска на транспортное средство для осуществления международных автомобильных перевозок" (зарегистрирован Минюстом России 31 июля 2014 г., регистрационный N 33370), оснащаемых контрольными устройствами в соответствии с требованиями Европейского соглашения, касающегося работы экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки (ЕСТР, Женева, 1 июля 1970 г.);

    пассажирских и грузовых троллейбусов;

    автобетононасосов, автобетоносмесителей, автогудронаторов, автокранов, автомобилей скорой медицинской помощи, автоэвакуаторов, пожарных автомобилей, транспортных средств для коммунального хозяйства и содержания дорог, транспортных средств для обслуживания нефтяных и газовых скважин, транспортных средств для перевозки денежной выручки и ценных грузов, транспортных средств, оснащенных подъемниками с рабочими платформами, медицинских комплексов на шасси транспортных средств, автолавок, автобусов для ритуальных услуг, автомобилей-домов, бронированных транспортных средств, специализированных транспортных средств (специально оборудованных молоковозов, скотовозов, машин для перевозки птицы, яиц, живой рыбы, машин для перевозки и внесения минеральных удобрений), транспортных средств категорий N 2 и N 3, используемых сельскохозяйственными товаропроизводителями при

      осуществлении внутрихозяйственных перевозок (перевозка в пределах границ муниципального района, на территории которого зарегистрированы транспортные средства, а также граничащих с ним муниципальных районов), специальных транспортных средств, передвижных лабораторий и мастерских, передвижных репортажных телевизионных студий;

      транспортных средств, зарегистрированных военными автомобильными инспекциями или автомобильными службами федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба;

      транспортных средств органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность;

      транспортных средств, зарегистрированных органами, осуществляющими государственный надзор за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники;

      транспортных средств, включенных в перечень видов и категорий колесных транспортных средств и шасси, с года выпуска которых прошло 30 и более лет, которые не предназначены для коммерческих перевозок пассажиров и грузов, имеют оригинальный двигатель, кузов и раму (при наличии), сохранены или отреставрированы до оригинального состояния и в отношении которых утилизационный сбор в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2013 г. N 1291 «Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств и шасси и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» не уплачивается (абзац утратил силу с 2 марта 2018 г. - Приказ Минтранса России от 30 января 2018 г. N 35);

      учебных транспортных средств, используемых для обучения вождению и сдачи экзаменов на получение водительских удостоверений, при условии, что они не используются для коммерческой перевозки пассажиров и грузов;

      транспортных средств, которые проходят дорожные испытания, предусмотренные государственными стандартами и отраслевыми документами.

    Следует отметить, что информация, получаемая тахографом, например как: использование ТС в нерабочих целях, были ли нарушения установленного скоростного режима и другое, важна и для нанимателей водителя. При помощи устройства можно отслеживать состояние водителя, фиксируя периоды труда и отдыха. Ведь согласно проекту изменений в ПДД, подготовленным Минтрансом, находиться за рулем грузовика массой 3,5 тонны или автобуса можно будет не более девяти часов в сутки с перерывами каждые 4,5 часа. Кроме того, проверка технического состояния и корректности работы тахографов, станет обязательной частью государственного техосмотра ТС в России. Это позволит лучше контролировать соблюдение режима труда и отдыха водителей коммерческого транспорта.

    Важны и правильные технические характеристики устройства, рекомендованные Минтрансом. Какой именно вид тахографа требуется установить на грузовик? Для перевозок внутри страны - тахограф с СКЗИ (система криптографической защиты информации). Для международных перевозок – европейский аналог, так называемой ЕСТР.

    Одновременная установка СКЗИ и ЕСТР не нужна, т.к. при наличии допуска к международным перевозкам, достаточно только европейского устройства. В случае если стоит ЕСТР тахограф, а разрешения на иностранные перевозки нет, это является нарушением. На тахографы, не соответствующие новым нормативам, следует установить дополнительно блоки СКЗИ, что сделает их эксплуатацию вполне законной.

    Штрафы за отсутствие тахографа, за несоответствующее требованиям устройство, попытку блокировки или корректировки работы устройства и т.д., согласно статье 11.23 КоАП РФ, составляют:

      от 1 000 до 3 000 рублей – для граждан;

      от 5 000 до 10 000 рублей – для должностных лиц.

    Для водителя, нарушившего режим труда и отдыха, штраф составляет - от 1 000 до 3 000 рублей.

    Изображение: ortcb.ru

    Просмотров: 1