телефон

+7(812) 627 1511

Время работы

10:00 - 18:00

Email:

info@6271511.ru

Новости

Транспорта

Грузоперевозчики смогут страховать ответственность за нарушение договора перевозки



Автор: oltrucker.ru


Дата: 2019-11-11

Российские автомобильные грузоперевозчики и экспедиторы смогут страховать свою ответственность за нарушение договора перевозки и договора транспортной экспедиции. Законопроект, закрепляющий их соответствующее право, принят Госдумой 7 ноября в первом чтении.

Документ вносит изменения в статью 34 ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» и статью 3 ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности». В частности, в первом из них предлагается прописать дополнение: «Перевозчик груза вправе застраховать риск ответственности за нарушение договора перевозки груза». В свою очередь во второй закон предложено внести формулировку: «Экспедитор вправе застраховать риск ответственности за нарушение договора транспортной экспедиции».

В пояснении к законопроекту указывается на то обстоятельство, что в настоящее время Гражданским кодексом РФ (п. 1 ст. 932) страхование риска ответственности за нарушение договора допускается в случаях, предусмотренных законом: «При этом риск ответственности за нарушение договора считается застрахованным в пользу стороны, перед которой по условиям этого договора страхователь должен нести соответствующую ответственность (выгодоприобретателя)».

В то же время страхование ответственности перевозчика по договору автомобильной перевозки грузов не предусмотрено Уставом автомобильного транспорта и иными федеральными законами. Точно так же федеральным законодательством (в том числе ФЗ № 87 «О транспортно-экспедиционной деятельности») не предусмотрено страхование ответственности экспедитора по договору транспортной экспедиции.

«Однако в транспортной отрасли сложилась практика, согласно которой при заключении договоров на перевозку, договоров транспортной экспедиции большинство частных и государственных российских компаний требуют, чтобы автоперевозчики, экспедиторы имели договоры страхования своей ответственности. Такое страхование является одним из способов защиты интересов автоперевозчика, экспедитора и гарантирует возмещение ущерба грузовладельцу в случае повреждения, гибели или утраты груза», - говорится в комментарии к законопроекту.

По словам авторов документа, действующее законодательство РФ не устанавливает ограничения для страхования рисков за повреждение, гибель или утрату груза, за которые автоперевозчик, экспедитор несут ответственность перед клиентом в силу общих оснований ответственности за причинение вреда.

Разработчики документа отмечают также, что при заключении договоров страхования ответственности автоперевозчиков и экспедиторов стороны имеют право воспользоваться имущественным страхованием, предусмотренным положениями ст. 931 ГК РФ «Страхование ответственности за причинение вреда».

Кроме того, указывают авторы законодательной инициативы, в России сложилась судебная практика, признававшая в ряде случаев заключаемые договоры страхования ответственности автоперевозчика или экспедитора недействительными. «Такая практика применяется даже несмотря на то, что правила страхования страховщиков не содержали пункты о страховании договорной ответственности», - отмечают они.

По словам руководителя Агентства транспортного права Нелли Мандрыкиной, после вступления в силу нового закона экспедиторы и перевозчики смогут страховать свою ответственность по договору.

«Данное действие так же, как и сейчас останется добровольным. Только до этого законопроекта страхование ответственности было как бы по закону, а не в рамках договора, что давало возможность страховщику в судебном порядке признать договор страхования ничтожным», - прокомментировала она.

«Проблема заключается в том, что в этом случае, исходя из практики работы и неоднозначных решений ряда судов, возникает коллизия с определениями «перевозчик» и «экспедитор» именно в автомобильной части права, - делится в свою очередь мыслями эксперт МОЭС Тарас Коваль. - Главный вопрос все тот же. Если экспедитор или даже перевозчик не принимал груз для перевозки согласно российскому транспортному законодательству, то какую ответственность он будет страховать? Информационного агента?»

Опрошенные ранее эксперты в целом положительно восприняли новую законодательную инициативу, назвав ее правильной и нужной для рынка.

Изображение: pulse-stat.com

Источник: Грузовики и дороги

Просмотров: 1